САЙТ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГПУ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА КАФЕДРЕ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В учебной работе непременным является диалог традиций и новаторства - сочетание классических академических принципов и инновационных технологий в реализации программ, приближенных к евростандарту и обеспечивающих поддержку индивидуальной траектории обучения студента; соответствие университетскому статусу (к примеру, на кафедре ведется преподавание древних классических языков (латинский язык, санскрит) и современных славянских языков (польский, македонский, украинский, чешский, сербский и др.), особое направление межкультурной коммуникации в преподавании русского языка как иностранного.
Кафедру отличает наличие мощной методической базы как в сфере классической методики, так и в области инновационных авторских технологий обучения русскому языку, литературе, культуре речи и риторике, наличие в соответствии с этим оптимального баланса между информационно-фактологическим и развивающим подходами в обучении студентов.
Команда студентов-филологов (Алексей Рвачев, Яна Кривенцева, Сергей Синтяев), подготовленная по авторским технологиям риторического образования С.И. Добровой,  получила диплом первой степени за участие в Сибирском туре Всероссийской студенческой олимпиады среди педагогических вузов по риторике, а также  диплом первой степени за победу в агоне №5 "Риторический анализ учебно-речевой ситуации и решение риторической задачи", диплом второй степени за победу в агоне №2 "Подготовка аргументативного публичного выступления" и множество других наград. Эта же команда неоднократно принимала активное участие в риторическом проекте "Кофе с мудрецами" в сотрудничестве с Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Централизованная библиотечная система" (г. Воронеж, библиотека-филиал № 26).
Б.С. Дыханова и С.И. Доброва участвовали в работе Второго форума молодых учителей Воронежской области "Молодой учитель "Новой школе России" (23.04.2013): провели в качестве координаторов круглый стол "Профессиональное становление специалиста в условиях реализации ФГОС: новые технологии обучения русскому языку и литературе"
Выпускающий статус кафедры определяет и ее образовательную стратегию в современных условиях. При этом статус кафедры существенно меняется: она является мобильным продуцирующим, координирующим, информационно-аналитическим и научным центром, способным мобильно реагировать на обновление рамки целей и путей их реализации в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к высшей школе.
Основная задача - достижение высокого качества образовательных услуг, которое предопределяет квалифицированное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, реализацию инновационных многопрофильных программ бакалавриата и магистратуры, полное и качественное оснащение пакетом необходимой документации той части ООП, которая реализуется кафедрой: паспорта компетенций, программы и аннотации по каждой дисциплине; технологические карты дисциплин; материалы для аудиторной и самостоятельной работы студентов, материалы для текущего и промежуточного контроля знаний, программы проведения учебных и педагогических практик, программы реализации НИР студентов, программы итоговых аттестаций; создание учебно-методических пособий для бакалавриата и магистратуры, совершенствование учебно-методических комплексов и электронного ресурса  дисциплин.
В свете актуальной идеи непрерывного обучения ведется разработка программ переподготовки и повышения квалификации учителей. Программы структурированы по модульному принципу и способны изменяться в зависимости от потребностей педагогов и учащихся.
Примером может служить созданная усилиями лингвистов и литературоведов  комплексная программа "Проектирование образования по русскому языку, литературе, образовательному мониторингу и формированию имиджа учителя", адресованная учителям русского языка, литературы, культуры речи и риторики. Разработаны проекты "Литературное редактирование" (дисциплины: книговедение, информационные технологии в книжном деле, программные средства обработки информации, правовые основы книжного дела, маркетинг в книжном деле, редактирование, современный русский язык, основы производственных процессов),  "Делопроизводство", "Современные славянские языки (польский, чешский, македонский)", "Школа практической грамотности: тренинг на основе традиционной и авторской технологии", "Культура устной и письменной речи делового человека", "Исторический комментарий к курсу русского языка (для учителей средних школ - подготовка школьников к ЕГЭ, олимпиадам)".
Такого рода деятельность осуществляется и на международном уровне.
В рамках Крымского республиканского научно-методического семинара для учителей русской словесности руководителем научно-методического центра "Словесник" профессором Б.С. Дыхановой в течение трех лет успешно реализуется договор о двустороннем сотрудничестве по внедрению инновационной авторской технологии преподавания литературы с Министерством образования и науки Автономной республики Крым в лице министра Валентины Алексеевны Дзос и Таврическим национальным университетом в лице ректора Николая Васильевича Багрова. На Всеукраинском педагогическом совете в Ялте инициативная группа зарубежных коллег добилась включения в его резолюцию требования использовать авторскую технологию, признав высокую степень ее новаторства.
Еще один опыт международного сотрудничества и межфакультетского взаимодействия (гуманитарный факультет и факультет иностранных языков ВГПУ) позволила реализовать Осенняя школа русского языка (09.09.2013 - 22.09.2013) в рамках Австрийского проекта, участниками которого стали ВГПУ и университет г. Грац (Австрия). Цель проекта - культурный обмен, освоение русского языка как иностранного в естественной речевой среде. Содержательные блоки программы проведения Осенней школы русского языка включали обучение русскому языку как иностранному,  стилистике и лингвопоэтике, проектную деятельность (русскоязычные и немецкоязычные творческие проекты), разнообразную культурную программу. Координаторы проекта по международным связям - Михаил Иванович Филоненко, по организации курсов русского языка - заведующий кафедрой теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы Светлана Ивановна Доброва, по связям с университетом Грац (Австрия) - заведующий кафедрой немецкого языка Оксана Павловна Билецкая. Координаторы проекта тесно сотрудничали с центром дополнительного образования ВГПУ. Занятия по русскому языку как иностранному проводила заместитель начальника отдела по работе  с иностранными студентами Ольга Анатольевна Слюсарева, по стилистике и лингвопоэтике - доктор филологических наук, профессор, создатель авторской технологии преподавания  литературы Берта Сергеевна Дыханова. Участие студентов-филологов третьего курса в создании  и защите русскоязычных творческих проектов совместно с австрийскими студентами проводилось в контексте изучения дисциплины "Методика преподавания риторики" и способствовало совершенствованию их профессиональных коммуникативных навыков.
В контексте идей Болонского процесса и внедрения в учебную практику стандартов третьего поколения сотрудники кафедры проводят на разных уровнях методологические семинары по формированию инновационной среды вуза с учетом опыта экспериментальной работы по внедрению балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, нелинейной и модульной организации образовательного процесса, изданы соответствующие учебно-методические пособия.
В плане развития связи педагогического вуза и школы на кафедре разработана  максимально продуманная и четкая система педагогической практики на базе разных типов школ, гимназий, лицеев, что позволяет выпускнику вуза определить и конкретизировать свой профессиональный путь.
В контексте профориентационной работы с учащимися 9-11 классов, информационной и ресурсной поддержки школ в рамках национального проекта "Наша новая школа" проводятся мастер-классы и предметные олимпиады, круглые столы. Планируется разработка и реализация элективных курсов, издание серии пособий "Вуз - школе". Актуальная форма взаимодействия и сотрудничества - консультационно-методическое сопровождение учебного процесса в школе преподавателями вузов в связи с тем фактом, что в новых школьных стандартах второго поколения увеличен объем базовых понятий именно по теории и истории языка и литературы. Важно в проекции на школу отметить очевидное увеличение доли дисциплин, реализуемых кафедрой в новых школьных стандартах второго поколения. Включение в минимум содержания новых дидактических единиц речеведческого характера (речевой акт и его разновидности и др.), в Фундаментальное ядро образования по русскому языку входят две органические части (речь и языковая система - данные по теории языка, включение в примерные программы раздела "Язык и культура"), усилена историческая компонента ("Русский язык как один из индоевропейских языков", "Русский язык в кругу других славянских языков", "Роль старославянского языка в развитии русского языка").
Особой задачей является информационная поддержка и обновление информационной страницы кафедры на сайте гуманитарного факультета, назначение которой - формировать перспективный имидж структурного подразделения, и создание кафедрального информационно-ресурсного центра как части аналогичного центра в составе гуманитарного факультета.

Web Page Maker, create your own web pages.