САЙТ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГПУ


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Кафедра создана 1 сентября 2011 года в результате объединения кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка и кафедры истории русской литературы, теории и методики преподавания литературы.
У истоков филологического факультета ВГПУ стояли видные ученые: профессора В.Я. Каплинский, И.П. Плотников, доцент М.В. Самбикина.
Первым деканом факультета стал В.Я. Каплинский, крупный ученый в области зарубежной литературы.
С 1938-го по 1941 год деканом был Н.В. Успенский. На факультете обучались всего 100 студентов. Это были люди из среды рабочих и крестьян. Большинство преподавателей факультета 30-х годов являлись представителями дореволюционной интеллигенции: профессора С.В. Иванов, П.Л. Загоровский, В.Я. Каплинский, И.П. Плотников и другие.
В дальнейшем факультет пополнился молодыми преподавателями-ассистентами: В.А. Тонков, Л.Н. Плотников (впоследствии оба - профессора), И.Д. Краснослободцев,  А.Д. Китина и начинающий писатель Н. Романовский, В.В. Воробьев (впоследствии профессор Киевского университета), В.Д. Трощенко - одна из ведущих критиков Союза писателей СССР.
Высокой активностью характеризовалась общественная жизнь факультета. Студенты жили дружно, весело. Часто собирались в общежитии или у кого-либо дома, обсуждали прочитанные произведения, критические статьи, пели песни, участвовали в работе кружков и спортсекций, в различных соревнованиях, сдавали нормы ГТО, прыгали с парашютом, ходили на субботники, сажали деревья и т. д.
Работал хор, драмкружок и другие кружки самодеятельности, поэтому на факультете всегда проходили интересные творческие вечера.
В 1937 году аспиранты кафедры литературы А.М. Новикова и И.А. Оссовецкий издали "Сказки бабушки Куприянихи". Этот сборник явился одним из значительных достижений советской фольклористики.
Когда началась Великая Отечественная война, многие преподаватели и студенты ушли на фронт защищать свободу и независимость Родины - 19 человек из выпуска 1941 года. Трое выпускников: Н. Васильев, поэт В. Кувшинов, и преподаватель Н.В. Романовский - погибли.
Преподаватели и студенты активно помогали фронту: работали на лесозаготовках, в колхозе, сдавали кровь на донорских пунктах.
Война закончилась. Несмотря на все трудности, в 1946 году был сделан первый выпуск. На факультете налаживался учебный процесс, развертывалась научная работа преподавателей и студентов, общественная жизнь.
В 50-е годы факультет русского языка и литературы стал одним из крупнейших в институте: с 1950-го года прием на 1 курс достиг 100 человек. На факультете работало 3 кафедры: русского языка, русской литературы и всеобщей (позднее - зарубежной) литературы.
  1956 / 1957 учебный год был в известной мере сложным для факультета и кафедр в связи с переходом на пятилетний срок обучения и подготовкой учителей широкого профиля.
Кафедру русского языка до 1945 года возглавлял профессор В.Ф. Чистяков, а с 1945 по 1960 годы - доцент М.В. Самбикина. Огромен вклад в дело подготовки учителей М.В. Самбикиной. Ей принадлежат лингвистические учебники и учебные пособия, статьи для учителей.
С 1957-го по 1962-й и с 1965-го по 1967 годы факультетом руководил доцент Ф.И. Луценко.
На протяжении примерно 20 лет (1960-1980 годы) филологический факультет стоял в ряду лучших по организации художественной самодеятельности студентов.
В 1960-1970-е годы факультет набирает силу и упрочивает положение в институте в различных сферах трудовой и общественной жизни. Особо следует отметить рост кадров на кафедрах.
На должности декана факультета с 1962-го по 1964 год работает Е.Б. Артеменко. Вводятся новые учебные планы, по которым увеличивается время на изучение специальных дисциплин, больше внимания уделяется профессиональной подготовке будущих учителей-словесников.
Преподаватели факультета активно участвовали в межвузовских научных конференциях, печатали свои работы в Известиях ВГПИ, в центральной печати, издавали свои монографии.
В 1967 году происходит разделение историко-филологического факультета на исторический факультет и факультет русского языка и литературы.
С 1974 года деканом факультета стал кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русского языка А.В. Колесников. В 1977 году его сменил Н.М. Мухортов, кандидат философских наук, доцент, который  работал деканом до 1979 года. В этот период институту было поручено организовать обучение студентов-иностранцев. В 1975 году была открыта кафедра русского языка как иностранного.
На факультете обучались студенты из 30 стран мира.
Деканом факультета в 1978 году становится доцент Е.А. Назикова. В силу страстности и неукротимости своей натуры Елена Александровна всю себя отдавала студентам и научной работе.              
Продолжалась активная научная, учебная, общественная жизнь студентов.
Добросовестный труд преподавателей не раз был отмечен различными наградами.
В 1982 году деканом факультета становится выпускница факультета, доцент Л.К. Лыжова. В условиях приспособления бывших общежитий под учебный процесс Л.К. Лыжова считала своей главной задачей сберечь лучшие традиции факультета.
С 1986-го по 2007 год деканом факультета был доцент Ф.Ф. Авдеев.
С 1998 года для желающих студентов была введена дополнительная специализация по английскому языку, в  результате чего треть выпускников факультета получают дополнительную запись в дипломе - "учитель английского языка".
Заботясь о полноценном наборе контингента, факультет в целях профориентации регулярно сотрудничает с ВОИПКРО, различными школами города и области.
Первого марта 2007 года деканом факультета русского языка и литературы была избрана доцент С.И. Доброва.
Факультет всегда стремился идти в ногу со временем и в числе первых в вузе использовал все, что способствовало улучшению подготовки специалистов.
С 2008 года на факультете введен эксперимент "Формирование новой образовательной среды факультета", в рамках которого студенты обучались по программам и технологиям, приближенным к евростандарту, осваивались механизмы выдачи дипломов европейского образца.
  Выпускники-филологи стали видными учеными, известными писателями, журналистами, общественными деятелями, целая армия учителей русского языка и литературы успешно работают в школах города и области, принимают на практику нынешних студентов - будущих учителей.
В настоящее время коллектив кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы состоит из шестнадцати преподавателей и старшего лаборанта.
Заведующий кафедрой - кандидат филологических наук, доцент Светлана Ивановна Доброва.
На кафедре работают профессора Ольга Владимировна Алексеева, Евгения Борисовна Артеменко, Берта Сергеевна Дыханова, Елена Александровна Иваньшина, Александр Самуилович Крюков, Сергей Владимирович Савинков, Галина Александровна Шпилевая, доценты Анастасия Геннадьевна Кулик, Лариса Константиновна Лыжова, Елена Александровна Правда, Татьяна Витальевна Тимошина, Наталья Алексеевна Тихонова, Виктория Алексеевна Черванева, Анна Дмитриевна Черенкова, старший преподаватель Екатерина Васильевна Соколова.
1 сентября 2013 года Е.Б. Артеменко и Б.С. Дыхановой было присвоено почетное звание "Заслуженный профессор ВГПУ".
Старший лаборант кафедры - Светлана Ивановна Селищева.
Кафедра многопрофильной специализации реализует три актуальных направления современной филологической науки - теория, история и методика преподавания по двум профилям новой образовательной программы (русский язык и литература) и преподавания русского языка как иностранного, что обусловлено прежде всего введением на государственном уровне многопрофильных образовательных стандартов и программ, созданием многопрофильных факультетов и кафедр, реализующих интердисциплинарные подходы к обучению.
Универсальность специализации и высокий научный потенциал сотрудников кафедры позволяет им успешно работать как в области фундаментальных наук, так и в прикладной научной сфере (методика преподавания русского языка, литературы, русского языка как иностранного).
Применение интердисциплинарных подходов определено государственным стандартом прежде всего на уровне модулей образовательной программы.
Модуль "Методика обучения предметам (по двум профилям "Русский язык" и "Литература")" включен в базовую часть учебного плана подготовки бакалавров.
Специфика многопрофильной кафедры полностью отвечает требованиям вариативной модульной части учебного плана в контексте стандартов третьего поколения.
Модули "Теория языка и литературы" и "Образовательные технологии по профилям "Русский язык" и "Литература" полностью реализуются сотрудниками кафедры (как лингвистами, так и литературоведами).
Аналогичные подходы заложены и в модули "История языка и литературы, фольклор" и "Литература и культура", которые, кроме того, позволяют осуществить и межкафедральное взаимодействие.
Интердисциплинарный подход реализуется и в преподавании отдельных дисциплин.
Перспективной видится интеграция таких курсов, как "Устное народное творчество", "Лингвофольклористика" и "Диалектология" (в решении проблемы взаимосвязи языка фольклора и диалекта, вопросов фольклорной диалектологии), разработка новых форм проведения фольклорной и диалектологической практик с перспективой дальнейшего развития этих связей в интегральных магистерских программах.
Заявленный подход реализуется и на уровне магистратуры.
Сотрудниками кафедры разработаны две новые междисциплинарные магистерские программы. Программа "Литературное образование" включает языковой модуль (история лингвистических учений от античности до современной эпохи). Программа "Педагогическая коммуникация в теории и практике филологической деятельности" создана совместными усилиями лингвистов, литературоведов и специалистов в области преподавания русского языка как иностранного.
Перспективным видится создание на базе сочетания различных научных подходов новых профилей подготовки бакалавров и магистров (к примеру, "Русский язык. Английский язык", "Лингвокультурологическое и литературное образование" и др.). Разработка нового междисциплинарного профиля магистерской программы направлена на решение ряда очень важных задач: расширение спектра предоставляемых сотрудниками кафедры образовательных услуг, удовлетворение потребностей наших выпускников, которые ориентированы прежде всего на программы междисциплинарной профилизации, объединение сотрудников кафедры, успешная реализация их высокого и разностороннего научного потенциала, решение проблемы дефицита часов в нагрузках преподавателей в случае успешного набора магистрантов.


Web Page Maker, create your own web pages.